Минский автономный блог

Заметки ветра, живущего на окраине Минска

Про акцизы и расходы

Зашел тут в узком кругу разговор за акцизы. Мало кто знает :) Что у нас намедни вышел указ о повышении акцизов на топливо. Самое забавное, что предыдущее повышение акцизов проходило как поправка в налоговый кодекс и величина акцизов была установлена на год вперед. Но увы, денег не хватило, поэтому срочно пришлось применять указ. Все для устойчивости условий для бизнеса. Ага, ориентируйтесь на год вперед.

Ну так вот. Акцизы поднимаются в среднем в полтора раза. Естественно, все вокруг взвопили, что сейчас в полтора раза поднимут цены на топливо, а еще в полтора раза цены на все, потому что топливо подорожало.

На самом деле все не так. Акциз это довольно существенная часть стоимости литра бензина, но далеко не определяющая. Согласно документу, ставка акциза на бензин с октановым числом 95 и выше увеличится с 1 млн 231 тыс. 500 рублей до 1 млн 785 тыс. 700 рублей за тонну, на бензин с октановым числом от 91 до 95 - с 1 млн 544 тыс. до 2 млн 238 тыс. 800 рублей, с октановым числом до 91 - с 1 млн 751 тыс. 100 рублей до 2 млн 539 тыс. 100 рублей. Ставка акциза на дизельное топливо установлена в размере 1 млн 686 тыс. 100 рублей (ранее 991 тыс. 800 рублей).

В тонне бензина 1370 литров, а в тонне дизельного топлива 1300 (зимой и летом это число различается, но для расчетов принимают именно такие числа). По итогу сумма акциза с литра 95-го должна составить 1303 рубля (рост на 405 рублей), с литра 92-го больше всего 1634 рубля (рост на 507 рублей) и с литра дизельного топлива 1297 рублей (рост на 534 рубля). Понятно, что в реальности цены поднимут округлив, приняв поправку на жадность, рост цены на нефть и падения цены на калий и войну в Сирии, но в целом рост топлива должен быть в пределах 400-600 рублей за литр. Все что свыше -- жадность Белнефтехима.

Что касается роста цен на все, которым любят пугать на форумах, то во-первых в цене всего транспортные расходы составляют 5-7% (зависит сильно от товара, конечно, но тем не менее), а в собственно транспортных расходах стоимость топлива это тоже далеко не 100%, а обычно около 40%. То есть рост цены на пусть даже максимальные 8% из-за акцизов даст примерно 3.5% роста стоимости транспортных расходов и 0,17% роста цен на все. Но естественно, никто не запретит барыгам с рынка поднять цены на 10% под шумок, потому что "акцизы ж подняли".

В связи с этим я задумался. Я живу на окраине, работаю в центре. Типичная картина. Дорога до работы на авто это 10 километров. То есть 20 километров в день, 100 в неделю. 440 километров в месяц. Сеат на 20 литрах топлива проезжает 250 километров по городу. 8 литров на сотню. 35 литров в месяц мне надо сугубо на поездки на работу и обратно. Где-то так оно и выходит. Учет амортизации сеата я проведу как-нибудь потом, это тоже очень интересно. Но пока посчитаем просто топливо. Сейчас я заправляюсь 92-м. 7300 за литр. Допустим от жадности цену на него поднимут аж до 8 тысяч. Это значит что на поездки до работы и назад я потрачу 280 тысяч рублей.

Расположение работы у меня относительно удачное, недалеко от метро. Добираться можно как на троллейбусе, пересев на метро, так и прямым троллейбусом. Проездной билет на два вида транспорта обойдется мне в 120 100 рублей. Экономия более чем в два раза. Учитывая, что метро и троллейбусы я часто использую еще и вне работы за те же деньги, а использовать вне работы сеат будет дороже.

При этом дорога на машине занимает 20-25 минут, на общественном транспорте 40-45. Экономия времени в две стороны 40-50 минут в день. 14-18 часов в неделю. Буду думать, стоит ли оно того. А еще очень жаль, что у нас не продают проездные на определенное количество поездок. Потому как ежедневный проездной мне в общем-то и не нужен. Но талончики и жетончики уж очень неудобны в использовании.

К слову, есть и еще один путь до работы. На сеате до метро, а оттуда на метро. Это даже могло бы быть быстрее, чем полностью на сеате. Если бы не одно но. Сколько говорилось о строительстве перехватывающих парковок возле станций метро. ну ладно там, старые станции, там уже ничего не построишь. Но вот открыли три новые станции в сторону Юго-Запада. Угадайте, сколько парковочных мест построили рядом с ними? Правильно, ни одного! Есть, конечно, стихийная парковка на пока еще не открытой части проспекта Дзержинского. Но формально говоря это территория, на которую даже въезд запрещен. А значит можно оставить там утром машину, а вечером выйти с работы, доехать до конечной на метро и обнаружить, что машину уволокли на штраф.стоянку. А это сразу нивелирует всю экономию.

Comments